- Скачать реферат бесплатно можно
- На StudentsHelper.ru(с)
Формирование «универсальной» экономической теории: вклад Маршалла
Обращаем Ваше внимание, что в целях уменьшения занимаемого работой места на сайте, а так же в целях сохранения ее процента оригинальности, работа на данной странице приведена не полностью, а лишь в ознакомительном режиме(фрагментами, по которым примерно понятно содержание). Для того чтобы увидеть работу целиком, необходимо просто ее скачать, нажав на ссылку ниже.
Введение в формирование «универсальной» экономической теории
Методология есть система принципов и способов организации и построения экономической теории, а также учение об этой системе. В приведенном определении нетрудно обнаружить две ступени рефлексирования экономической науки. На первой из них рефлексия заключается в оценке способов и принципов, на основе которых добыто экономическое знание. На второй ступени рефлексия обращена к самой методологии, к исследованию эволюции и модернизации системы принципов и способов, организующих экономическую науку. После получения научных результатов исследователь оглядывается на пройденный им в теории путь, на способы, с применением которых эти результаты достигнуты, оценивает правомерность использованного в исследовании научного инструментария.
В условиях конкурирующих между собой экономических теорий методология определяет причины предпочтений в выборе исследователем той или иной из этих теорий, содержит обоснования в таком выборе. Новейшая экономическая история России демонстрирует исключительную ответственность в выборе экономической теории, оценки ее адекватности экономической реальности.
Эта адекватность означает отражение в экономической теории, с одной стороны, общемировых тенденций социально-экономического развития: постиндустриальное общество и соответствующий ему новый технологический способ производства, социализация и гуманизация экономики, усиливающиеся интеграционные процессы с резкой актуализацией проблемы места и роли, которые определяются для страны в результате ее модернизации. С другой стороны, адекватность экономической науки, отражение в ней реальной действительности зависят от степени учета исторических особенностей страны, ее национальных традиций и менталитета, от точности учета и объяснения специфики ее современного состояния.
Целью реферата является рассмотрение вклада А. Маршалла в формирование «универсальной» экономической теории. Доля достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить предмет экономической науки, сформулированный А. Маршалом;
- рассмотреть теория стоимости, механизм рыночного формирования цен;
- рассмотреть основные проблемы монополии и её роли в экономике;
- изучить методологию А. Маршалла.
Предмет исследования – исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены экономических взглядов по мере происходящих на разных этапах развития человеческого общества изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере.
Объект исследования – экономическая теория А. Маршалла.
1. Формулировка предмета экономической науки А. Маршалом
В истории экономической науки переходы относительно спокойного плавного развития и совершенствования перемежаются резкими изменениями парадигмы и научно-исследовательских программ. В результате очередной методологической революции возникают принципиально новые экономические теории. Затем наступает время их углубления, обогащения новыми научными положениями, дающими приемлемое объяснение происходящих экономических процессов. Однако со временем нарастает неудовлетворенность этими объяснениями. От экономической действительности науке адресуются новые вызовы, не находящие удовлетворительного ответа. Нарастает критика ставших привычными постулатов экономической науки, разрастается ее кризис, ведущий к новой методологической революции. Процесс повторяется: после возникновения новой парадигмы всесторонне разрабатываются ее исходные положения, экономическая теория становится все более обстоятельной, расширяются круг и проблематика – и так до очередного кризиса, методологической революции и смены парадигмы экономической науки.
Можно выделить основные методологические революции: 1) научная система А. Смита и возникновение классической политической экономии; 2) рождение марксистской политической экономии с ее неоднозначными, противоречивыми последствиями в развитии экономической науки; 3) маржиналистская революция, ознаменовавшая качественные изменения в предмете и методах экономической науки и положившая начало неоклассической экономической теории; 4) кейнсианская революция, породившая современную макроэкономическую теорию и смену методологических основ научно-исследовательской программы; 5) институциональная методологическая революция, развитие неоинституциональной экономической теории с ее разнообразными ответвлениями; 6) современный кризис экономической науки и нарастание предпосылок для очередной методологической революции. Рассмотрим подробнее каждый из этих шести существенных поворотов в развитии экономической науки, смены ее парадигмы и методологии.
Изначально предметом классической политэкономии служили экономические отношения между людьми в процессах производства материальных благ (богатства) обмена ими (рынок) и распределения доходов. Различные стороны экономических отношений в разной степени акцентировались представителями классической политэкономии. Д. Рикардо сместил центр своих исследований в отношения по распределению богатства, но именно он придал более законченный вид теории трудовой стоимости и попытался построить основанную на ней систему экономических категорий. С этим связано и отчетливое формулирование Д. Рикардо классовых противоречий, противоположности экономических интересов капитала и наемного труда. С. де Сисмонди в системе экономических отношений выделил взаимосвязь роста богатства (экономического роста) с динамикой народонаселения и размерами народного потребления.
В мировой экономической науке мало кто из известных ученых ставил перед собой задачу точного определения ее предмета. Интерес к этому вопросу повышался при возникновении принципиальных методологических разногласий. Их обострение в XIX веке связано с маржиналистской методологической революцией, положившей начало неоклассической экономической теории.
Произошло резкое смещение предмета экономической теории в сторону проблем редкости ресурсов и механизмов их эффективного использования. С таким кардинальным смещением предмета науки связано и изменение ее названия. Экономика (economics) в отличие от политической экономии ориентируется на политическую, идеологическую и, в значительной мере, социальную нейтральность: «Экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить» .
В таком определении предмета науки в нем уже не остается места для исследования экономических отношений как совокупности отношений по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Впрочем, основоположник кембриджской школы и крупнейший представитель экономической неоклассики Альфред Маршалл смотрел на предмет экономической науки несколько шире, чем более поздние исследователи неоклассической школы. «Политическая экономия, или экономическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». И далее: «следовательно, она, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой – образует часть исследования человека» [1, с. 192].
Поскольку маршалловская концепция экономической теории стала несущей конструкцией неоклассики, приведенные выше суждения А. Маршалла стоит обсудить подробнее. Во-первых, обратим внимание на то, что экономическая наука (Economics) в определении А. Маршалла представляет собой по названию синоним политической экономии или, во всяком случае, ее преемницу, наследницу. И это несмотря на очевидное изменение предмета науки.
Во-вторых, исследование богатства (одна сторона экономической науки) сохраняет родственные отношения с предметом политической экономии у А. Смита и других представителей классики. А то, что (с другой стороны) экономическая наука, по А. Маршаллу, образует часть исследования человека, это предполагает развитие экономических исследований в направлении факторов, определяющих экономическое поведение людей.
В-третьих, упоминание о том, что экономическая наука изучает тесно связанную с производством и использованием материальных благ сферу индивидуальных и общественных действий корреспондируется с положением о материальном производстве у К. Маркса. Но при таком определении предмета экономической науки за пределами его оказываются общественно-производственные отношения и их сердцевина – форма собственности на средства производства.
В-четвертых, особого внимания заслуживает понятие о нормальной жизнедеятельности человеческого общества. Из дальнейшего текста главного произведения А. Маршалла смысл этого понятия полностью проясняется. Нормально то, что соответствует требованиям объективных экономических законов, слово «нормальный» употребляется А. Маршаллом как эквивалент «законному». А сам закон означает ожидаемые в данных условиях действия, экономическое поведение людей. «Поэтому, следуя нашему определению экономического закона, мы можем сказать, что ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы представляет собой нормальные действия членов этой группы именно при данных условиях» [8, с. 29]. Все это дает основание считать, что у А. Маршалла в определение предмета экономической науки входит косвенно и изучение объективных экономических законов.
Однако связь экономических законов с производственными от-ношениями у А. Маршалла утрачивается, законы трактуются как научное обобщение фактов экономической действительности: «Опираясь на организованное изучение фактов, воображение формирует широкие обобщения; некоторые из них получают признание в качестве “законов”» [8, с. 30].
Импульс, заданный основоположниками неоклассической экономической науки процессу исключения из ее предмета проблемы экономических отношений как
отношений между людьми в производстве, распределении, обмене и потреблении благ и услуг, превратился в принципиальную методологическую позицию всей
неоклассики. Особенно это проявилось в теориях равновесия.
2. Теория стоимости, механизм рыночного формирования цен
Определение стоимости (ценности) товара – одна из главных задач экономической теории. Существуют различные теории стоимости, среди которых наиболее
распространенными являются теории трудовой стоимости, предельной полезности, спроса и предложения, издержек производства факторов производства.
Что ж, надеемся, что реферат "Формирование «универсальной» экономической теории: вклад Маршалла" Вам пригодился. Ознакомьтесь так же с другими нашими курсовыми и дипломными работами: Программа автоматизации работы клуба по интересам и Экспресс диагностика финансового состояния предприятия Ну а если Вы что-то не смогли найти в готовых работах, мы с радостью Вам поможем. Заказать у нас выполнение рефератов и других работ совершенно не сложно, необходимо лишь обратиться по указанным контактам и мы выполним ее с учетом всех требований и пожеланий, на высочайшем уровне. А приятным бонусом для Вас будет то, что цены на курсовые и другие работы у нас очень демократичные, а сроки выполнения работ - минимальные. А вот здесь можно заказать курсовую работу онлайн. Так же заказать работы, узнать расценки и уточнить сроки Вы можете по телефону: 8(800)555-91-12
- Готовые дипломные и курсовые работы
- На StudentsHelper.ru(с)